Огромное количество людей во всём мире занимается боевыми искусствами. Благодаря дисциплине, которую они воспитывают, люди любого возраста и пола, не зависимо от способностей, могут расширить свои знания, улучшить здоровье, обрести уверенность в себе и умение постоять за себя. Развить свои физические и внутренние силы.
Неотъемлемой частью боевых искусств является воспитание в себе уважения к другим, милосердия и самодисциплины в качестве основных принципов поведения. Мастера боевых искусств никогда не стремятся к конфликтным ситуациям. Их цель достижение мира. Девиз боевых искусств можно выразить в словах М.Уэсибы: «Истинная победа — это победа над самим собой» .
Следует обратить внимание на своеобразную «культуру» обучения в боевых искусствах. Ее определяет изустный способ передачи традиции, органично совмещающий принципы «искусства» и «науки» обучения, невычленимые из единого учебно-воспитательного процесса, который, в свою очередь, неотделим от совместного процесса жизнедеятельности всех членов школы. Отсюда ряд специфических свойств и традиций: слияние профессионального обучения с образом жизни; практическая взаимосогласованность этических, эстетических, физических, технических, психологических и иных задач обучения; рациональная канонизированность базовых и ключевых элементов обучения, которая сочетается с высокой степенью отлаженности механизма передачи мастерства.
В боевых искусствах изначально весь процесс обучения нацелен на достижение гармонии нужных качеств. Единство тела, техники и духа позволяет мастеру боевых искусств быстро мобилизоваться в нужный момент и действовать с большой эффективностью. Внутренние основы и принципы боевых искусств — едины.
Дыхание — главный секрет не только боевых искусств, но и любого вида спорта, любой физической деятельности, поскольку контролируемое дыхание открывает путь к управлению энергией и сознанием. Прочно вошедшие в современный спорт приемы аутотренинга, мысленной тренировки и др. Заимствованы из йоги, дзэна, цигуна и других восточных систем психорегуляции. Практическую ценность имеют методы и приемы дыхания, обладающие широким спектром психофизиологического действия. Общеоздоровительное и специальное укрепляющее действие имеют обширные комплексы разогревающих и растягивающих упражнений, используемых в боевых искусствах. Они могли бы значительно разнообразить арсенал аналогичных упражнений во многих видах спорта и дифференцированно вводиться на занятиях физкультурой во всех учебных заведениях. Не должно дезориентировать то, что по внешней форме некоторые из этих упражнений совпадают с известными общими элементами спортивной разминки. Их эффективность определяется внутренними причинами – особыми способами выполнения, сложившимися в традиционной восточной системе обучения..
Ответвления классической йоги такие как — этика, дисциплина, позы, контроль дыхания, воспитание сознания которое непоколебимо и спокойно, фиксирование сознания на единой точке, медитация и полное слияние с мирозданием — параллельны учениям классического Айкидо.
Цигун, как наивысшее учение о накоплении и использовании жизненной энергии, высшим искусством управления которой является медитация, а дыхание — его главный инструмент.
Эти и многие другие знания гармонично соединились в Айкидо, созданным Морихэем Уэсибой (1883-1969г.г.). Оно является самым молодым и самым сложным боевым искусством, а в то же время самым простым.
Слово Айкидо, является комбинацией трёх понятий: Ай — гармония, Ки — дух, До — путь. В духовном смысле это понимается как гармонизация своего индивидуального духа Ки с духом самой природы. Применительно к борьбе, оно выражает слияние с атакой на вас, полное погружение в неё и доведение её до затухания, а в момент, когда атака уже потеряла силу — умение нейтрализовать её броском. Айкидо является такой практикой, которая стремится не отвечать насилием на насилие, а старается подстроиться под противника и обуздать его, используя силу нападающего.
Айкидо является уникальным боевым искусством. Уникальность эта лежит в самих основах Айкидо. Во-первых: в Айкидо не применяется атака. Выполнение приемов на определенном уровне мастерства приводит к минимальной возможности серьёзного травматизма. Во-вторых: применяется понятие хара или «центр», — точка концентрации внутренней энергии, расположенная на несколько сантиметров ниже пупка. Это место почти совпадает с точкой физического равновесия. В-третьих: Айкидо присущи оригинальные движения, перемещения, техники. Отличительной чертой является кругообразность или сферичность.
Принцип, выделяющий Айкидо из общей системы боевых искусств, — принцип гармоничного взаимодействия с партнером, в отличие от принципа противодействия и конфликтного отношения с противником, характерного для других видов единоборств. Целью оборонительных действий является не одоление противника в прямом столкновении, а уход от атаки, изменив направление силы оппонента при помощи естественных круговых движений. Находящимся в движении телом человека очень легко маневрировать, так как его вертикальная устойчивость уменьшается за счет инерции движения. Чем быстрее человек движется, тем меньшей степенью контроля над своими движениями он обладает, тем легче вывести его из состояния равновесия. Инерцию движения можно увеличить, управляя им сбоку, добавляя собственную силу. В результате человек теряет равновесие. В Айкидо инерция атаки не разрушается, она находится под контролем до полного «саморазрушения». Исходя из этих положений, сформулирована теория взаимодействия, основанная на принципе нейтрализации, исключающем прямое отражение атаки. Чтобы сохранить инерцию движения противника, взаимодействие с ним проводится по касательной, с дальнейшим направлением энергии его атаки в сферу своего движения. Это определяет еще один важный принцип — принцип сферичности, когда движению противника придается кривизна, способствующая втягиванию его в сферу движения обороняющегося. Использование центростремительных и центробежных сил позволяет даже физически более слабому человеку нейтрализовать более сильного противника.
Поскольку Айкидо обучает умению использовать внутренний поток энергии (Ки), то в этой системе нет различий по росту, весу, силе и возрасту. Айкидо, известное как полезная для здоровья система самообороны, было бы ничем, если бы не опиралась на законы природы, которые мы называем Ки. Объединить разум и тело, стать единым с вселенной — вот основная цель тренировок в Айкидо.
Доктор Кацудзо Наси говорил об Айкидо: «Наблюдая за людьми, которые занимаются Айкидо, мы видим, что их стойка напоминает равносторонний тетраэдр. Они всё время изменяются, расширяются и сжимаются, не теряя при этом равновесия. Они полностью контролируют своё тело. А тело, которое находится под контролем, и бывает самым здоровым».
Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа.
Необходимо отметить, что физические упражнения в Айкидо позволяют человеку перейти от самоощущения к осознанию физиологической структуры своего тела и управлению им .В результате происходит соответствующее самопознание человека, которое реализуется в рамках общего познания мира. Целенаправленность усилий при выполнении тех или иных физических упражнений развивает такую категорию человеческого бытия, как воля. Волевой акт — усилие — является первым шагом приобщения к духовной культуре, а далее — к осознанию гармонии поведения, видению красоты, преодолению трудностей, организации своей жизнедеятельности и более глубокому пониманию себя.
Айкидо — это прежде всего школа развития воли и нравственности. Для Морихея Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию «Ай»: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Он мечтал о том, чтобы Айкидо стало школой самосовершенствования, основанной на знании тела и ума. Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями, и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром. Одним словом, в своих характеристиках как особой организации движения Айкидо заключает большие возможности активного действования на физическое, психическое развитие ребенка, его эмоциональную сферу.
Способность ребенка к самостоятельному решению двигательных задач в Айкидо зависит как от его физической подготовленности, так и от его эмоциональной ипсихической устойчивости ,но именно занятия айкидо способствуют возникновению такой устойчивости.
В структуре занятий айкидо развитию двигательной координации отводится одна из ведущих ролей. Можно сказать, что вся система Айкидо — это система воспитания координационных способностей, в тесной взаимосвязи с духовным развитием.
Активное включение в Айкидо движений крупных мышц тела и ног, динамический, а не «подсобный», статический характер их работы обеспечивают необходимые условия для формирования «мышечного депо» (структурных и энзимных белков) во время занятий происходит становление двигательного образа — схемы тела, на основе формирования сенсомоторных комплексов, обеспечивающих согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы и ориентировку в окружающей среде
Разнообразные виды движений тела и конечностей, а также позы, используемые в Айкидо, активизируют рефлексогенные зоны и периферические нервные центры вегетативной нервной системы, стимулирующие активность вегетативных функций и рост функциональных резервов организма ребенка.
Айкидо — это естественный способ снятия напряжений и зажимов, это один из способов развития интуиции. В Айкидо нет соревнований, большинство способов обучения Айкидо, даже в школах с соревнованиями, имеет скорее характер сотрудничества, чем антагонистический: и бросающий, и бросаемый работают как партнеры, пытаются усовершенствовать свои движения.